Китайское автомобильное чудо

Китайское автомобильное чудо

13.08.2010
Новости Автопром

Мировой автопром выкарабкивается из кризиса. По прогнозу компании PricewaterhouseCoopers, производство легковушек вырастет в 2010 году на 13% по сравнению с 2009-м. А место крупнейшего автопроизводителя на планете надолго займет Китай.
Минувший кризисный год стал серьезным испытанием для автомобильной отрасли. В Евросоюзе продажи легковых машин рухнули на четверть, а в США - на 20%. А хуже всего, пожалуй, пришлось российскому рынку, который уменьшился в два раза. Производителям грозила гибель, избежать которую помогли многомиллиардные вливания из бюджетов и госпрограммы утилизации автохлама.
Неприятности позади, уверены в консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. По их оценке, мировое производство легковушек в этом году вырастет на 13% - относительно прошлогоднего показателя. И составит 64,5 млн машин.
Но самый впечатляющий результат рынок покажет в 2014 году. Эксперты уверены: к этому времени продажи увеличатся на 50% (относительно кризисного периода). А главной "мотодержавой" останется Китай - каждый пятый автомобиль, произведенный на планете, будет "родом" из Поднебесной. "Американцев" будет около 10%, "японцев" - примерно столько же.
Что же касается компаний, то тройка лидеров будет выглядеть так: альянс Volkswagen-Suzuki, Toyota и GM. Впрочем последний производитель может переместиться на второе место, судя по производственным прогнозам, его отрыв от японской корпорации будет чисто символическим. Да и планы у GM амбициозные. В четверг, например, стало известно, что не позднее пятницы американская компания подаст заявку на первичное публичное размещение акций (IPO), которое может стать крупнейшим в американской истории. Привлеченный капитал должен принести GM около $20 млрд.
Где же здесь китайские фирмы, которые подомнут под себя весь автопром? В списке лидеров их пока быть не может - авторынок в Поднебесной представляет собой настоящий муравейник. За благосклонность потребителей бьется сотня автозаводов. Да и политика Пекина направлена на то, чтобы в стране не появился неповоротливый монстр наподобие нашего АвтоВАЗа.
Ну а в "общекомандном первенстве" в победе Китая сомнений нет.
- США в ближайшие десять лет не смогут претендовать на первое место, - объясняет аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын. - Ведь в Китае на тысячу человек - около тридцати автомобилей. Это один из самых низких показателей в мире, отражающих гигантский потенциал этой страны. А на тысячу американцев приходится семьсот пятьдесят машин!
Наконец, в Китае пока работает не слишком много иностранных компаний. Тот же GM как минимум половину своего производства держит у себя на родине - несмотря на то что перенос заводов в Азию здорово помог бы автогиганту справиться с финансовыми трудностями. Так вот, когда иностранцы начнут осваивать Китай, выпуск автомобилей в этой стране снова получит толчок вверх.
Напомним, что Китай - уже крупнейший авторынок на планете. В прошлом году местные производители выпустили 13,7 млн машин, что на 3,3 млн больше, чем осилили американцы. Правда, у Поднебесной есть немало уязвимостей. В отличие от США, там довольно малоразвитая инфраструктура. Да и сам китайский автопром - не самодостаточен, большинство моделей - калька с западных образцов. Впрочем, директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков считает, что это - национальная специфика азиатов. Копировать - отнюдь не зазорно для них. Тем более что победителей, как известно, не судят.