Кто и за какие деньги готов покупать авто в 2016 году?
По оценкам экспертов ГК «АвтоСпецЦентр» продажи новых авто в России в 2016 году сократятся по сравнению с прошлым годом на 5-15%, а объем рынка новых автомобилей составит 1,3-1,53 млн. ед. По результатам опроса, проведенного в конце года среди посетителей дилерских центров ГК «АвтоСпецЦентр», из-за снижения доходов многие автовладельцы готовы отказаться от приобретения автомобиля в этом году. Проанализировав ответы респондентов, специалисты ГК выяснили, что в 2016 году 56% респондентов не планируют замену подержанного авто, а процент тех, кто не сможет позволить приобрести новые машины, заметно выше (61,5%), чем тех, кто не предполагает покупку автомобиля с пробегом (52,7%).
На основании полученных данных эксперты подготовили прогноз продаж автомобилей на 2016 год. Кредиты на автомобили будут востребованы среди потребителей, поскольку условия выдачи займов сейчас вполне приемлемы, 40%-е сокращение рынка автокредитования в 2015 году связано с общим падением автопродаж – доля «кредитных» авто по отношению к «некредитным» выросла на 1,9%. Увеличение ценовой планки по программе льготного автокредитования до 1,15 млн. руб., призвано компенсировать девальвацию национальной валюты и стимулировать население к покупке авто бюджетного сегмента. Также в 2016 году может увеличиться доля авто, выкупаемых сразу за полную стоимость. Аналогичная ситуация уже наблюдалась в январе этого года, когда из-за снижения курса рубля по отношению к доллару и евро клиенты автосалонов приобретали автомобили в основном за наличные деньги, а не в кредит, стремясь израсходовать обесценивающиеся рублевые накопления. В то же время, отмечают эксперты ГК «АвтоСпецЦентр», автокредитование продолжает оставаться одним из наиболее популярных и доступных способов приобретения автомобилей поэтому, возобновление программы субсидирования процентных ставок по автокредитам в 2016 году может эффективно стимулировать рынок.
Сохранение объема продаж на уровне прошлого года в 2016 году эксперты связывают с гибкой политикой ценообразования брендов и их клиентоориентированностью. Самые востребованные автомобили будут находиться в ценовой категории от 1 до 1,5 млн. руб., от 2,5-3 млн. руб. и выше, и бюджетные модели стоимостью от 400 до 800 тыс. руб., показавшие успешные продажи в 2015 году. Поскольку в конце прошлого года на АвтоВАЗе стартовало производство двух новых моделей – «LADA Vesta» и «LADA X Ray», эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» допускают вероятность увеличения рыночной доли бренда LADA с 16-17% до 25% и усиление конкуренции с его главными соперниками Hyundai Solaris и Kia Rio – эти два бренда сейчас занимают более 20% российского авторынка. Учитывая, что в последние годы премиальный сегмент демонстрировал лучшую динамику, чем массовый, такие бренды, как Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus или Porsche сумеют сохранить объемы продаж на уровне прошлого года, считают специалисты ГК «АвтоСпецЦентр». Планирует увеличить свою долю присутствия в премиум сегменте авторынка и компания General Motors, за счет популярных в России моделей Cadillac Escalade, Chevrolet Tahoe и Cadillac GTS, однако возможность роста продаж этих авто эксперты ставят под сомнение, из-за снижения их товарооборота в 2015 году.
«В 2016 году две трети авторынка России могут быть поделены между АвтоВАЗом – концернами Renault–Nissan и Hyundai–Kia, –комментирует Андрей Храмов, Директор департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр». – Среди других значимых игроков российского рынка стоит отметить бренды Toyota, Volkswagen и Skoda, и авто сегмента SUV, в ценовой категории от 1 до 1,5 млн. руб., несмотря на сложную ситуацию в сфере автопродаж остающиеся популярными у российских покупателей. Поскольку из более чем 1,5 миллионов новых автомобилей, которые были куплены в прошлом году, больше трети приобретались с использованием специальных льготных условий, в 2016 году продолжение этой программы станет дополнительным стимулом для покупки авто, бюджетного сегмента.
Учитывая, что российский автомобильный рынок последние три года сократился почти в два раза: в 2012 году в стране было продано почти 3 млн. новых легковых машин, а в 2015 году – всего 1,6 млн. единиц, то повышение продаж до 2–2,5 млн. автомобилей за год маловероятно. Рост цен на автомобили, обусловленный повышением стоимости иностранных валют по отношению к рублю, секвестр различных госпрограмм и наличие автопарка, который можно продолжать эксплуатировать и перепродавать на вторичном рынке, станут теми факторами, которые продолжат негативно влиять на продажи новых автомобилей в РФ. Поэтому покупатели массового сегмента либо переориентируются с новых автомобилей на аналогичные варианты с пробегом, либо будут приобретать авто по госпрограммам развития авторынка, предлагающим выгодный кредит с низкой процентной ставкой (7–10%) на новые авто.