Автопром на экспорт?

Автопром на экспорт?

10.09.2015
Новости Выставки

Девальвация рубля заставляет автопроизводителей пересматривать возможные рынки сбыта.

Российский автоэкспорт меняет ориентиры: место Украины займут Казахстан, Белоруссия и Киргизия. Вырастет спрос в Армении, Узбекистане и Азербайджане. На рынки дальнего зарубежья рассчитывать не стоит – высокие таможенные пошлины и стоимость доставки нивелируют эффект слабого рубля. За 2014 год экспорт легковых автомобилей из России составил 127,5 тыс. единиц на общую сумму 1 млрд. 460,5 млн. долларов. В этом году, объем экспорта иномарок из России может составить 150–200 тыс. машин – это на 50-60% больше, чем в прошлом году.

Аналитики ГК «АвтоСпецЦентр» провели сравнительный анализ объемов и географии рынка экспортируемых авто и определили перспективы развития экспорта автомобилей в условиях экономической нестабильности страны. Экспорт легковых авто из Российской Федерации в 2014 году снизился на 27,6%. В страны дальнего зарубежья было поставлено 3 тыс. машин (небольшой рост по этому направлению – 7,1%) на сумму 65,1 млн. долларов. В страны СНГ продажи легковых машин из РФ составили 45,9 тыс. единиц (на 29,2% меньше, чем в 2013 году), на сумму 462 млн. долларов. Одна из причин снижения экспорта – экономическая и политическая ситуации на Украине. Аналитики ГК «АвтоСпецЦентр» выяснили, что в прошлом году на украинском рынке было реализовано 6,8 тыс. легковых автомобилей, выпущенных в России, что почти в 4 раза меньше по сравнению с 2013 годом. Таким образом, падение спроса на модели российского производства превзошло общее снижение продаж автомобилей в стране, которое по итогам года составило 54,5%. В результате доля машин, привезенных из России, на украинском авторынке сократилась с 12% в 2013 году до 7% в 2014.

В тоже время сокращение экспорта в Украину может быть компенсировано ростом продаж российских авто в Казахстан, несмотря на девальвацию национальной валюты, поскольку рынок импорта из России в конце прошлого года вырос на 5,4%. Эксперты прогнозируют дальнейший рост экспорта на рынке страны и отмечают, что наибольшей популярностью там пользуется продукция АвтоВАЗа. Подобная тенденция сохранится и в будущем, считают аналитики ГК «АвтоСпецЦентр», отмечая, что это обусловлено ценовой политикой российского автопроизводителя. АвтоВАЗ предлагает цены на свои авто на 30% ниже, чем имеющие заводы в России иностранные автоконцерны, активно завоевывающие другие внешние рынки стран бывшего советского союза и дальнего зарубежья. Сегодня на автоэкспорт в основном поставляются Lada – 48%, Hyundai Solaris – 24%, Renault – 11%, UAZ – 5%, Volkswagen Polo sedan - 4%, Chevrolet Niva -3%, Toyota Camry - 3%, прочие-2%, а доля иномарок в общем объеме экспорта автомобилей из России приблизилась к 50%. Всего реальные суммарные мощности российских автопроизводителей превышают 3 млн. автомобилей за 12 месяцев, а по итогу этого года, по оценкам экспертов, будет выпущено примерно 1,2 млн. единиц. Поскольку загруженность заводов составляет на сегодня всего 50%, логично искать замену упавшему в нашей стране спросу на других рынках, считают аналитики ГК «АвтоСпецЦентр», но отмечают, что в настоящее время география экспорта российских авто не столь значительна, например, в сравнении с объемами рынка европейского и американского экспорта.

В прошлом году крупнейшими экспортными рынками АвтоВАЗа (в порядке убывания) стали: Казахстан, Азербайджан, Беларусь, Украина, Египет, Киргизия, Германия, Узбекистан, Армения. Также автомобили Lada экспортируются и в другие страны Европы, Азии и Латинской Америки. Ульяновский автозавод в прошлом году помимо государств СНГ свою продукцию также поставлял в Китай, Иран, Ирак, Индонезию, Венгрию, Сирию, Кубу, Египет, Монголию и другие страны «третьего мира». Среди перспективных рынков для отечественного автомобильного экспорта эксперты называют страны Азии и Африки — в частности те, которые не входят в орбиту активных поставок Китая, безоговорочно доминирующего в этих регионах, а сами автопроизводители рассчитывают экспортировать бюджетные марки авто также и в Западную Европу.

«В рамках Таможенного союза автомобили российского производства пошлинами не облагаются, поэтому в условиях падения спроса на внутреннем рынке экспортные поставки машин из России станут неплохим подспорьем для иностранных автоконцернов, работающих в на территории РФ, –комментирует Андрей Храмов, директор Департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр». – А вот на рынки дальнего зарубежья им рассчитывать не стоит, поскольку там они не выдержат конкуренции из-за дорогой доставки и сравнительно высокой себестоимости производства в России».

Несмотря на переориентирование российского автопрома на внешние рынки, экспорт все еще занимает незначительную долю в общем объеме производства – менее 5%. И если традиционные российские автопроизводители в странах ближнего зарубежья чувствуют себя уверенно еще с советских времен, то работающие в России их иностранные коллеги лишь осваивают соседние рынки. Перспективность этого направления экспорта очевидна, но механизмы поддержки экспорта, в том числе государственные субсидии, могли бы помочь автопроизводителям в сложный экономический период.