В 2014 году российский авторынок ждет падение на 6,5%. Как на пессимистичные прогнозы отреагируют отечественные производители автомобилей?

В 2014 году российский авторынок ждет падение на 6,5%. Как на пессимистичные прогнозы отреагируют отечественные производители автомобилей?

22.05.2014
Пресс-релизы

Отечественный авторынок упал в 2013 году на 5,5% в штучном выражении и на 3% в денежном. Продажи российских брендов сократились на 16% – до 487 тыс. штук, при этом продажи собранных в стране иномарок выросли на 9% - до 1,31 млн. единиц. Согласно прогнозам экспертов автомобильного рынка на 2014 год, продажи могут упасть еще на 6,5%, крупнейшие российские автопроизводители вынуждены сокращать выпуск.
Аналитики ГК «АвтоСпецЦентр» изучили основные проблемы отечественного автопрома. Падающий спрос на новые российские автомобили объясняется низкой покупательной способностью населения, стереотипами о ненадежности отечественных легковушек и агрессивной маркетинговой политикой зарубежных марок. Отечественные автопроизводители в 2013 году столкнулись с проблемой понижающегося спроса, что заставило их сократить объемы выпуска. С конвейеров АвтоВАЗа в 2013-м году сошло на 20,6% новых автомобилей меньше, чем годом ранее. В феврале 2014 года продажи сократились на 7,17% по сравнению с аналогичным периодом в 2013-м, что заставило руководство концерна приостановить производство на две недели. Вынужденные каникулы будут длиться до 1 мая. С подобными проблемами столкнулись и на заводе Ford Sollers в г. Всеволжске. Для решения возникших финансовых трудностей руководство решило прибегнуть к остановке производства и сокращению 700 сотрудников.
В марте 2014 года специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения опросили 1600 человек в 42 регионах страны. Результаты опроса показали, что доля отечественных автомобилей постепенно снижается. В 2006 году на российских машинах передвигались 75% автомобилистов, в 2014-м данный показатель снизился до 51%. Доля иномарок наоборот возросла почти в два раза: в 2006 году она составляла 27%, в 2014 году – 52%. Среди владельцев российских марок 70% составляют люди пожилого возраста, 67% приходится на жителей села. Необходимо принять во внимание тот факт, что 75% автовладельцев пользуются подержанными легковушками, которые сошли с конвейера более трех лет назад. Среди опрошенных только 13% планировали приобрести новый автомобиль в ближайшие 2-3 года. При этом 75% из них выберут подержанную машину, соответственно доля потенциальных покупателей новых автомобилей составит всего 3,25%. Наибольшей популярностью продукция российского автопрома пользуется у пожилых людей, но только 5% из этой категории граждан заявили о намерении купить авто.
Аналитики группы компаний «АвтоСпецЦентр» считают главными проблемами отечественных производителей не самую высокую покупательную способность населения и сложившееся мнение о проигрыше российских легковушек в надежности зарубежным конкурентам. В последние годы большие надежды возлагались на проекты «Ё-мобиль» и «Marussia», они должны были опровергнуть мнение о плохом качестве российских авто. Предполагалось, что на заводе «Ё-АВТО» наладят выпуск привлекательных и надежных кроссоверов, минивэнов и городских фургонов, но довести проект до серийной сборки так и не удалось. Инициатор и основатель производства Михаил Прохоров продал все наработки за символическую сумму в один евро государственному Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту. Завершение работ по выпуску ё-мобилей объясняется чисто экономическими факторами. Импортные запчасти подорожали из-за введения различных санкций и непростой ситуации в экономике России, в связи с чем стоимость ё-мобилей увеличилась с 300-450 тыс. руб. до 600-700 тыс. руб. Такая цена делает ё-мобили неконкурентоспособными. Второй нашумевший проект Marussia должен был показать, что в России можно выпускать суперкары и автомобили класса «Премиум», но и он закрылся. Причины называются самые разные: от нехватки инвестиций до разногласий между основателями.
В условиях падающего спроса на новые автомобили отечественным производителям необходимо регулировать объемы выпускаемой продукции таким образом, чтобы они не превышали потребительский спрос. Поскольку государство намерено сохранить рабочие места для населения, массовых увольнений в российском автопроме не предвидится, при этом вполне возможно введение сокращенных рабочих недель и вынужденных каникул на производстве. Подобные меры позволят снизить количество выпускаемых машин, но заставят производителей запрашивать часть средств, затрачиваемых на содержание и поддержание работоспособности предприятий, из федерального бюджета. Низкий спрос может привести к снижению цен на модели, пользующиеся наименьшей популярностью у покупателей.
«В сложившейся ситуации государству ничего не остается, как выделять финансовую помощь на поддержку всей отрасли. В течение 2014-2016гг. российские автопроизводители получат помощь из федерального бюджета на сумму 270,7 млрд. рублей. 162,4 млрд. рублей из этой суммы будет потрачено на содержание рабочих мест. Ранее отечественные производители автомобилей могли не опасаться большого потока автомобилей из заграницы, так как их интересы были защищены пошлиной на ввоз импортных ТС. Стремление России вступить в ВТО может привести к снижению пошлин, в итоге, увеличится ввоз качественных и надежных машин из других стран, что приведет к снижению спроса на продукцию отечественного автопрома», - прокомментировал сложившуюся на российском авторынке ситуацию Роман Приходько, генеральный директор Ауди Центр Варшавка, ГК «АвтоСпецЦентр».