Прерванный полёт «Сокола»

Прерванный полёт «Сокола»

30.08.2011
Новости Автоспорт

А вы знаете, что в Советском Союзе в 50-х годах прошлого столетия велись разработки отечественного болида «Формулы-1»? В довоенные годы ведущими производителями спортивных автомобилей считались заводы Mercedes-Benz и Auto Union. После окончания второй мировой войны 18 машин Auto Union в качестве трофеев отправились в СССР. Туда же переехали специалисты этого завода. Проектом занялся Василий Сталин, который оказывал поддержку различным видам спорта и курировал команду BBC. Он объединил немецких умельцев в Научно-техническое бюро автомобилестроения или попросту НТБА. Это предприятие вошло в состав совместного советско-немецкого акционерного общества «Автовело». В начале 50-х годов на основе имеющихся спецификаций «Формулы-2», начались работы над созданием первого советского гоночного болида. Получившийся автомобиль получил название «Сокол-650». Этот болид имел одну характерную особенность, отличавшую его от существующих автомобилей этого класса – заднее расположение двигателя. Спустя 10 лет такую компоновку двигателя будут иметь все болиды «Формулы-1», но на тот момент это было в новинку. В это время стало известно, что чемпионат «Формулы-1» 1952 года будет проведён по спецификации «Формулы-2». Это произошло из-за недостатка заявок от команд. Благодаря этому советские «Соколы» легко могли составить конкуренцию лучшим гоночным автомобилям того времени.

Специалисты НТБА работали в авральном режиме, и за месяц до начала чемпионата мира (апрель 1952 года) два болида были полностью готовы к участию в гонкам. Автомобили срочно были доставлены в Москву лично Василию Сталину, который находился в прекрасном расположении духа, предвкушая первые победы советских гоночных машин на международных соревнованиях. Однако Сталин не до конца был уверен, в возможностях новых машин, и решил испытать их на чемпионате Москвы. И тут оказалось, что болиды мало сконструировать, их надо было ещё и правильно настроить, а таких специалистов в СССР не было. Автомобили оказались совершенно неконкурентоспособны. Кончилось тем, что импульсивный Василий Сталин быстро потерял интерес к проекту, а вскоре был снят отцом с занимаемой должности по дисциплинарным соображениям. Ставшие никому не нужными машины были отправлены в Германию, в музей города Дрездена. Впоследствии проехать по трассе им удалось только один раз в 1957 году, во время съёмок немецкого фильма «Соперники за рулем».