
Антикварные авто
По международным стандартам, все автомобили, выпущенные 21 год назад и более, уже считаются антикварными, нетрудно представить, сколько антиквариата колесит по нашим разбитым дорогам. Но есть одно "но": истинный антиквариат - это не все стрые вещи без разбора. Ценятся лишь машины в первозданном состоянии. Особенно ценятся машины с впечатляющей родословной. К сожалению, рынок таких машин иссякает. За последние полвека его несколько раз выбирали чуть ли не подчистую. По словам одного из ведущих отечественных экспертов по антикварным автомобилям Леонида Круглова, в нашей стране это случалось трижды.
Началось в конце 1950-х: в то время пропало очень много именных автомобилей, в том числе спортивный Mercedes-500, подаренный Сталину. Второй раз это случилось в 1970-х годах, когда в Союзе начали создаваться автоклубы. Один из них, рижский, почти полностью состоял из машин, вывезенных из Москвы, в том числе из богатого музея ЗИЛа. Теперь этой коллекции не существует - машины разграблены, разбиты или проданы в частные коллекции. То же самое в Таллинне. Наконец, третий раз это случилось в 1990-е годы. И видимо, продолжается по сей день. В обеих столицах действует ряд организаций, занятых реставрацией и незаконным вывозом старинной техники, за частую - под заказ. Не знаю, как сейчас, но несколько лет назад в Москве особенно <славились> итальянские перекупщики. <Итальянцы действуют гораздо активнее и беспардоннее, чем представители любой другой страны, - рассказывал Л. Круглов.
В свое время весь мир обошли фотографии: роскошный <Мерседес-770>, принадлежавший ранее известному немецкому конструктору и оказавшийся после войны в СССР, грузят в самолет в Шереметьево. И подобнае фотографии ужн обходили мир не единожды. Иногда машины увозили по частям, в металлоломе. С огромным трудом вернулась к русскому владельцу уникальная Alfa Romeo 6C 2500, числящаяся за фирмой-производителем: Интерпол обнаружил ее, проданную похитителями-перекупщиками в двенадцать раз дешевле реальной стоимости, в частной коллекции одного богатого бизнесмена.
И сегодня, существует мнение, что для нелегального вывоза автомобильного антиквариата не существует непреодвлимых преград. И мы должны быть рады, что еще не украдены и не вывезены за границу, имеющие документально подтвержденную родословную одиннадцатитонный бронированный `Паккард` Сталина, Renault Florida Хрущева, `эмка-вездеход` Конева, `Виллис` Рокоссовского, `ГАЗ-А` Орджоникидзе и редкий кабриолет <Хорьх-851>, принадлежавший Жукову... Сохранилось немало других, куда более скромных антикварных машин. Главные их достоинства - неповторимость и причастность к старине.