Lada пробует стать иномаркой
Несмотря на самые пессимистические прогнозы аналитиков, российский автопром упорно не желает умирать, периодически удивляя общественность грандиозными планами. На сей раз, по словам председателя совета директоров российского автоконцерна Сергея Чемезова, АвтоВАЗ намерен подписать контракт на создание нового легкового автомобиля класса "С" с канадской компанией Magna International Inc. Подписание сего исторического документа должно состояться в середине мая.
По словам Чемезова, специально под этот автомобиль будет создана новая платформа, а само производство будет реализовано на мощностях АвтоВАЗа. "Новый завод под проект с Magna строиться не будет. Возможно, машина будет собираться на линии, где сейчас производится Kalina либо где производится классика", - заметил глава тольяттинского завода.
Magna International Inc. является самым диверсифицированным поставщиком автомобильных компонентов в мире. Корпорация занимается разработкой, производством и поставкой автомобильных систем, модулей, комплектующих изделий, конструкций автомобилей предприятиям в Европе, Азии, Северной и Южной Америке.
Cтоимость нового совместного автомобиля не будет превышать $12 тысяч. Кроме того, по словам руководителя российского автогиганта, АвтоВАЗ продолжает переговоры о сотрудничестве с французским Renault, итальянской компанией Fiat и немецким Porsche. Сергей Чемезов отметил, что сейчас выбирается стратегический партнер, который бы развивал производство на автозаводе в Тольятти. Такому стратегическому партнеру АвтоВАЗ готов продать блокирующий пакет акций автозавода, тогда как контрольный останется за государством.
АвтоВАЗ и Magna ведут переговоры достаточно давно. Рамочное Соглашение о сотрудничестве между ОАО "АвтоВАЗ" и Magna International Inc. было заключено в Москве еще 22 декабря 2006 г. и стало развитием другого документа - Меморандума о взаимопонимании, подписанного 25 сентября того же года. Меморандум предусматривает взаимодействие партнеров по следующим направлениям технического развития ОАО "АвтоВАЗ": разработка автомобиля на унифицированной платформе класса "С", создание системы производства и поставки автокомпонентов европейского уровня, а также создание сборочного производства мощностью 450 тыс. автомобилей в год. Согласно Меморандуму, в 2009 г. должна быть завершена разработка базового автомобиля, создана система поставки автокомпонентов и готова первая очередь автосборочного завода мощностью 220 тыс. автомобилей Lada в год.
Рамочным соглашением предусмотрено строительство нового автосборочного завода, который будет функционировать по блочному принципу, однако, после длительных переговоров, партнеры, по всей видимости, решили приступить к реализации лишь первой части первоначальных планов, оставив идею нового сборочного производства.
Судя по всему, АвтоВАЗ намерен любой ценой сохранить собственный бренд Lada. Именно этим объясняется желание производить собственный автомобиль, пусть и разработанный при участии иностранных инженеров, на базе иностранных узлов и деталей. Фактически речь идет о закупке специально созданного канадской компанией "конструктора", из которого на тольяттинских производственных площадях должны будут собираться относительно современные автомобили весьма популярного класса "С". Подобная практика, связанная в том числе и с использованием унифицированных платформ, достаточно распространена в современном мире, так как позволяет производить продукцию меньшей стоимости по причине выпуска товара под более дешевым брендом. В целом решение тольяттинских автомобилестроителей выглядит достаточно оптимальным и вполне патриотичным, даже несмотря на то, что чисто российским в новом автомобиле может оказаться только название.
Не совсем понятно, правда, почему в центре внимания партнеров оказался именно класс "С". В заявленном ценовом сегменте ($12 тыс.) новому автомобилю придется конкурировать с хорошо раскрученными "брендовыми" корейскими моделями и... собственной, чисто российской продукцией АвтоВАЗа, которая, судя по всему, к тому времени будет по-прежнему стоять на конвейере.
Впрочем, не исключено, что она постепенно уступит место "кооперативным" изделиям и собираемым на ВАЗовских площадях полноценным "брендовым" иномаркам. В пользу этого говорит тот факт, что под конструкторы от Magna будет предоставлена линия, на которой производится Kalina, а также факт переговоров о стратегическом партнерстве с Renault, Fiat и Porsche (одно только сочетание "Porsche и ВАЗ" дорогого стоит). Понятно, что ни один из этих потенциальных партнеров не поступится собственным брендом - а значит, АвтоВАЗу будет уготована всего лишь роль сборочной площадки для машин перечисленных компаний. Но если даже это станет актом окончательной капитуляции для российского автопрома, то для отечественных автомобилистов, в любом случае, окажется прогрессом. Ездить в XXI веке на "Жигули" - сродни использованию арифмометра вместо калькулятора.