Джипы бьют ниже пояса
Не успел год начаться, а внедорожникам уже несколько раз приходилось отмахиваться от самых разных обвинений. Сначала их назвали слишком ломкими, потом – склонными к переворотам, а теперь – убийцами пешеходов.
Эксперты ADAC проанализировали краш-тесты последних лет и утверждают, что любой внедорожник – потенциальный убийца пешеходов. Хотя не обязательно быть экспертом, чтобы понять, что столкновение с большой высокой машиной весом около двух с половиной тонн хрупкому человеку ничего хорошего не сулит. И все же специалисты уверены: риск для пешеходов можно снизить, просто, судя по всему, не все производители этого хотят. Тут вопрос жертв. Как известно, красота требует именно их, и в данном случае эту фразу следует понимать буквально.
Внедорожникам очень к лицу грубые черты: высокий капот, рубленные формы и массивная решетка радиатора. Все это в случае наезда на пешехода становится орудием убийства.
«Эффект такой, будто человека таранит не машина, а несущаяся на всех парах стена», – говорят эксперты ADAC. Чем больше и тяжелее автомобиль, тем больший вред он причинит человеку при наезде. Поэтому внедорожники, вес которых менее 2,5 тонн, по своим показателям близки к нормам для легковых машин. А вот тяжелые джипы почти всегда проваливают подобные краш-тесты.
Тесты на безопасность автомобилей для пешеходов проходят при скорости 40 км/ч и имитируют наезды на детей и взрослых. После серии краш-тестов их результаты анализируются, на основе чего зоны в передней части машин обозначаются зеленым, желтым или красным цветами, обозначающими соответственно хороший, слабый и низкий уровень безопасности.
Большинство внедорожников вне зависимости от веса теряют очки из-за переднего края капота. Никому еще не удалось сделать это место безопасным, и на схемах наиболее травмоопасных зон всех джипов оно стыдливо краснеет. Если в случае с легковыми машинами наибольшую опасность представляет удар головой о лобовое стекло или передние стойки крыши, то у джипов хватает одного контакта с капотом.
При имитации наезда на ребенка получается, что голова манекена находится как раз на уровне края капота. Не трудно представить, к чему это приводит.
Не лучше ситуация обстоит и с манекенами взрослых людей. Их джипы бьют в живот или ниже пояса. В итоге в зоне первого поражения бедра и ноги.
Лишь четыре из девяти участвовавших в исследовании машин весом более 2,5 тонн (Land Rover Discovery III, Volkswagen Touareg, Jeep Cherokee и Land Rover Range Rover) получили одну звезду, еще две – Hyundai Santa Fe и Jeep Grand Cherokee – не смогли заработать ни одного очка. А вот, например, Nissan Pathfinder вплотную приблизился к трехзвездочному к нормативу.
Значит, большие джипы – все же не прирожденные убийцы, и даже сохранив традиционную для этого класса форму кирпича, можно сделать машину более гуманной.
Еще один пример тому – Audi Q7: 15 очков и 2 звезды – очень неплохой результат для такого гиганта.
Более легким SUV набрать баллы проще. Поэтому, например, Toyota RAV4 смогла получить 21 очко и заветные 3 звезды. По две звезды получили Chevrolet Captiva и Nissan X-Trail. А вот продукция Hyundai и в «легком весе» заняла последнее место – Tucson замыкает список внедорожников весом менее 2,5 тонн с одной звездой и всего четырьмя баллами.
Hyundai SantaFe и Jeep Grand Cherokee провалили тест из-за жестокости конструкции передней части.
В тестах наезд именно этих машин на манекены приносил последним максимум разрушения, причем это касается как взрослых, так и детей. Как считают эксперты, подобный результат недопустим, потому что пример Audi и Nissan показывает, что риски можно снизить, если уделить этому вопросу больше внимания.
Особенно возмутил специалистов по безопасности тот факт, что фирма Hyundai даже не воспользовалась правом указать те зоны капота, которые при наезде на пешехода должны, по их расчетам, гасить удар лучше всего. Это значит, что данный вопрос просто не прорабатывался при разработке машины.
В пример всем производителям ADAC приводят опыт Citroen. Седан С6 стал первой машиной в истории тестов по технологии Euro NCAP, получившей максимальные четыре звезды в краш-тесте с наездом на пешехода. Дело в том, что французы установили специальные датчики. Как только они фиксируют, что происходит наезд на человека, крышка капота подскакивает вверх. В итоге она гасит часть энергии удара, заодно создавая большее расстояние между двигателем и капотом. Это нужно, так как жесткий мотор сам по себе опасен. Впрочем, любопытно будет посмотреть, как проявит себя в этом тесте SUV Citroen C-Crosser, который дебютирует на мартовском салоне в Женеве.
Свое пристальное внимание к внедорожникам эксперты ADAC объясняют тем, что это очень популярный класс машин и их процент на дорогах постоянно растет.
Так что, если проигнорировать их низкий уровень безопасности при наезде на пешехода, число смертей на дорогах может вырасти. Сегодня за год в Европе, по данным ADAC, в авариях гибнет около 7000 пешеходов.
Как считают эксперты, пока не существует жестких требований по защите пешеходов при наезде, не стоит рассчитывать, что производители по своей воле будут вкладывать средства в разработки систем безопасности. Например, тот же Jeep так и не внес изменений в конструкцию Grand Cherokee, хотя краш-тест этой модели был проведен еще в 2005-м году, тогда же в компанию Jeep был направлен список рекомендаций Euro NCAP.