«Валдай 45» — новый русский
Расскажем о том, как организовано производство большегрузных автомобилей «Валдай 45» на площадке нижегородского автокластера
Реальное импортозамещение
Премьера новой марки тяжёлых грузовиков состоялась всего год назад на выставке COMTRANS, когда отрасль впервые увидела машины «Валдай». И вот на площадке нижегородского автокластера уже серийно, по полному циклу, включая сварку, окраску и сборку, производятся автомобили «Валдай 45». Их выпуском занимается компания «Нижегородские грузовые автомобили».
–Год назад на рынке большегрузной техники сложилась аномальная ситуация: на фоне дефицита автомобилей, вызванного уходом крупных европейских производителей, спрос подскочил на 70%. В сегмент быстро зашли китайские бренды, которые завезли большие объемы техники, – рассказал редакции руководитель предприятия Руслан Греков. – Сейчас мы видим обратную тенденцию: дистрибьюторы и дилеры, набравшие в прошлом году кредиты на закупку автомобилей, в условиях возросшей ключевой ставки ЦБ РФ, насыщения рынка и упавшего спроса вынуждены демпинговать. Но за счет собственной компонентной базы и реализации программы локализации мы сможем занять ведущие позиции даже при неблагоприятном рынке
Развитие производства уже идет полным ходом. Две линии сварки кабин для тяжёлых «Валдаев», новые транспортные, катафорезные и окрасочные скиды были установлены на площадке нижегородского автокластера минувшим летом. И уже осенью было освоено собственное производство кабин (кстати, для повышения комфорта водителей в условиях российской эксплуатации их оснастили дополнительной тепло- и шумоизоляцией).
До 10 000 автомобилей «Валдай» в год – мощность производства на площадке нижегородского автокластера
Параллельно стартовала серьезная программа локализации компонентной базы. Уже в наступающем году начнутся испытания седельного тягача «Валдай 45» и самосвалов «Валдай 33» с новым тяжёлым рядным двигателем ЯМЗ–770 и коробками передач ЯМЗ.
– Помимо локализации производства, мы создаем новые технологии и рабочие места на нашем предприятии и у поставщиков компонентов, в логистических и транспортных компаниях, генерируем максимальный объем добавленной стоимости в российской экономике. – продолжает Руслан Греков
Инвестиции в организацию производства и локализацию линейки крупнотоннажных автомобилей «Валдай» составили 2,3 млрд руб.
Производство полного цикла
Все начинается с так называемого «нулевого» участка. Здесь на передвижном шаттле монтируется рама. В дальнейшем, шаг за шагом она будет обрастать различными узлами и агрегатами. Сначала операторы устанавливают кронштейны и элементы подвески, вес которых может доходить до 70 кг. Для размещения таких габаритных комплектующих специалисты по бережливому производству разработали несколько видов специальной тары. Они же продумали логистические маршруты, провели перебалансировку операций и стресс-тесты, имитирующих максимальную загрузку производственных мощностей.
Автоматические станции не только закручивают соединения, но и проверяют момент затяжки, считают обороты и заносят данные в единую компьютерную систему. Всего на участках сборки установлено 9 станций контроля качества.
Раму с мостами, двигателем и коробкой передач общей массой 10 тонн с помощью транспортировочной телеги оператор перевозит на следующий участок, где механические манипуляторы устанавливают колёса. Такие же тележки, к слову, используют на производстве самолетов Sukhoi Superjet. Затем – «свадьба» с кабиной, которую сваривают здесь же, на площадке нижегородского автокластера.
В общей сложности в кабине «Валдая» почти 2 тысячи сварочных точек. Контроль качества сварки, самый современный и честный – автоматический, ультразвуковой. На координатно-измерительной машине случайно выбранную из партии кабину раз в неделю проверяют на соответствие эталону по геометрии.
Окраска проходит в высокотехнологическом комплексе, который был ранее построен на площадке нижегородского автокластера. Для промывки, фосфатирования и нанесения катафорезного грунта кабину последовательно пропускают через 13 ванн. Затем специалисты наклеивают виброшумоизоляцию, наносят герметик в швы и стыки. Панель пола проходит дополнительную обработку для повышения стойкости к коррозии. Специально для окраски кабин «Валдаев» закуплена оригинальная эмаль.
Перед тем, как выйти на трассу, машину отправляют на автоматизированную линию End-of-Line. Одно из ее ключевых преимуществ заключается в том, что она позволяет исключить человеческий фактор при проведении испытания автомобилей по многим параметрам. Здесь поочередно проверяются фары, тормоза, соответствие реальной скорости показаниям спидометра. В следующем году на этой линии будут испытываться и системы помощи водителю ADAS. Финальный этап – обильный трехминутный душ в камере проверки герметичности и осмотр автомобиля в световом тоннеле.
– Могу заключить с полной уверенность, что автомобили «Валдай» сделаны по-европейски, – утверждает Руслан Греков, имеющий большой опыт сотрудничества с крупными иностранными компаниями – лидерами мирового машиностроения.– У них надёжные агрегаты и узлы, современная кабина – технологичная и в то же время по-домашнему уютная, внедрена функция самодиагностики с отображением кода ошибок на панели приборов
Рабочее место водителя как мини-студия с двумя мягкими спальными местами, приятным освещением, климат-контролем, полкой для вещей и холодильником – и всё это уже в базовой комплектации!
Востребованная модель
Почти полсотни тягачей новой российской марки уже пополнили автопарк популярного маркетплейса Ozon. Еще 55 машин приобрела компания «Цемрос», крупнейший российский производитель цемента. Автомобили будут использоваться для доставки стройматериалов на заводы и перевалочные пункты, что позволит обеспечить оперативную загрузку сырья и его доставку клиентам. А в начале сентября сразу 10 автомобилей было передано транспортно-экспедиционной компании «Олимп» – их будут использовать для магистральных грузоперевозок в составе автопоездов с тентованными полуприцепами и рефрижераторами на направлениях от Мурманска до Владивостока, а также в международных рейсах в Китай. «Почта России» также заинтересовалась новым брендом и взяла на тест-драйв «Валдай 45». Почтовый автомобиль будет базироваться в Татарстане и курсировать по новой скоростной трассе М-12 «Восток».
Дмитрий Батов, директор департамента продаж грузовых автомобилей ГК «СТТ»: «Клиенты отмечают тяговитость «Валдая 45» и эргономичное рабочее место водителя. За рулем комфортно, а клиенты уверены в том, что в дилерских центрах всегда будет обеспечено качественное сервисное обслуживание»
Сеть технического обслуживания автомобилей «Валдай»включает в себя 57 станций от Калининграда до Владивостока
Сергей Харыбин, директор транспортно-экспедиционной компании «Олимп»: «Для нас пополнение автопарка тягачами Валдай 45 стало интересным экспериментом, так как ранее работа велась исключительно с марками иностранного производства. Однако заявленные характеристики представляют Валдай как выгодную альтернативу зарубежным тягачам. Верим, что непосредственная эксплуатация тягачей покажет, что автомобили полностью отвечают нашим ожиданиям и требованиям»
Магистральный тягач «Валдай 45»
- 45 тонн – полная масса автопоезда
- 470 л.с. – мощность двигателя
- 12‑ступенчатая автоматизированная коробка передач
- 2 алюминиевых топливных бака суммарной ёмкостью 840 л
- 3 000 км – запас хода на полной заправке