Крупный бизнес в России грозит уходом из легальных грузовых перевозок
Около трети крупных российских грузоперевозчиков грозят уходом в "серую" зону, опасаясь банкротства в ближайшем будущем. В 2024 году многие из них закрываются с убытками, сообщили представители ассоциации "АвтоГрузЭкс". Бизнесмены уже планируют обращаться в Минтранс и Минпромторг.
Согласно отчету ассоциации, основными факторами, приводящими к убыткам компаний, являются увеличение издержек из-за повышения ключевой ставки ЦБ, снижение спроса на услуги и, как следствие, снижение тарифов на 12%. Предполагается, что внутренние проблемы отрасли могут быть решены после корректировки налогообложения, в частности пересмотром ставки НДС.
Угроза банкротства стала актуальной для добросовестных перевозчиков, которые не могут конкурировать с "серыми" фирмами, экономящими на налоговых отчислениях и страховых взносах, отметил Александр Юрищев, операционный директор ILC.
Президент "Итеко" Евгений Бабаев пояснил, что, кроме налогового законодательства, "серые" фирмы также пренебрегают трудовым. Например, в борьбе за заказы они занижают транзитные сроки, которые можно выполнить только с нарушением режима труда и отдыха. В частности, сегодня распространены так называемые экспресс-рейсы, которые выполняют два водителя: они поочередно садятся за руль и управляют машиной по 12 часов каждый. В результате фура едет без остановки. Чтобы реализовать такую схему, работодатели переводят сотрудников в статус самозанятых.
Как сообщают "Известия", "серые" фирмы в автоперевозках, действующие в обход законов, составляют примерно 65–70% отрасли. По данным совместного исследования "АвтоГрузЭкс", Ассоциации "РАДО", ПЭК, DIZI Group и Dentro, только 30–35% компаний ведут официальные операции.
В отрасли предлагают решить ситуацию путем внесения поправок в закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", что позволит сделать условия конкуренции реально равными для всех участников.
В частности, предлагается требовать от перевозчиков наличие в штате водителя и собственного транспортного средства. Важным шагом станет снижение НДС до 10% для транспортно-экспедиторских услуг, что уменьшит экономическую выгоду "оптимизации" налогов "серыми" компаниями.