Полуприцепы Orthaus Trailers: инженерная гордость
Orthaus Trailers – имя, пока еще мало известное на российском рынке коммерческого транспорта. Однако руководство компании уверено в том, что ситуация изменится коренным образом уже в самом ближайшем будущем и оно займет ведущие позиции в сегменте полуприцепов. Ведь для этого у турецкого производителя есть все необходимое, в том числе и главное – собственное высокотехнологичное производство, на котором мне удалось побывать.
Здоровые амбиции, профессиональный коллектив, современное производство – рецепт успеха от Orthaus Trailers, на который компания планирует всецело полагаться, штурмуя высоты российского рынка коммерческой техники. Эта формула, в общем-то, не нова. Она хорошо известна многие десятилетия и справедлива для многих отраслей промышленности, но «расколоть этот орешек», реализовав ее в полной мере и добившись поставленных целей, смогли, увы, не все. У Orthaus Trailers – должно получиться. Судя по тому, что я увидел и узнал в Турции на заводе компании, она не намерена ни на йоту от него отступать. И в этом, как показывает практика, как нас учит отраслевой опыт – ключевая гарантия успеха.
Локация и люди
Четкое осознание значительного потенциала и хороших возможностей Orthaus Trailers появляется еще до приезда на завод. Стоит только узнать адрес, как многое сразу становится ясно. Дело в том, что регион Мраморного моря, а именно там располагается город Акъязы провинции Сакарья, где базируется предприятие, исторически силен своей уже давно и прочной вросшей в турецкую автомобильную индустрию, промышленностью.
Этот треугольник Стамбул-Бурса-Сакарья – один из самых больших кластеров анатолийского автопрома, куда входят сотни производителей автомобильной техники, комплектующих, специальных машин и оборудования. Поэтому автомобилестроительные, машиностроительные традиции здесь одни из самых мощных в стране. Соответствующим образом развита, постоянно поддерживаемая на надлежащем уровне, и вся сопутствующая инфраструктура, включающая объекты логистики, образовательные учреждения, транспортные каналы и т. д.
Если фокусироваться конкретно на Сакарье, то согласно последним отчетам вклад промышленности в экономику провинции составляет более 25%. Работа по созданию Организованной промышленной зоны, которая в настоящее время рассматривается как эффективный инструмент развития, направленный на стимулирование инвестиций, упорядоченную урбанизацию и решение проблем занятости, продолжается в Сакарье с 1976 года. К 1993 году она достигла своего расцвета.
В последние годы в Сакарье произошли значительные изменения, особенно в автомобильном, текстильном и пищевом секторах. Компании Toyota, Highway, Otokar и Tırsan, являющиеся глобальными автомобильными гигантами, вкладывают значительные средства в эту провинцию, что приводит к стремительному росту сегмента.
В результате исследования 2021 года в список 500 крупнейших промышленных предприятий Турции по объему чистых продаж от производства вошли 37 компаний из Сакарьи. Автопром (и смежные области) из них представляют следующие (название компании и ее рейтинг в списке топ-500): Toyota 29, Otokar 87, Asaş aluminium 154, Federel-Mogul 176, Tırsan 178, Yazaki otomotiv 220 и B-plas plastik 305. Кроме того, тут находятся тракторные заводы Başak Traktör и Türk Traktör, а так же фабрика всемирно известного бренда Goodyear.
Согласитесь, о лучшем соседстве сложно мечтать. Используя в полной мере его преимущества, Orthaus Trailers получила прекрасную возможность не просто комплектовать штат профессиональными специалистами, а выбирать из них лучших – стоит ли говорить, насколько тут богат рынок трудовых ресурсов, имеющих превосходную инженерно-техническую подготовку.
Одним из его ярких представителей является Чагатай Мехмет Бозкурт, генеральный директор завода Orthaus Trailers – инженер-механик, сертифицированный специалист по сварке международного уровня. Он работал в руководстве предприятий Ford, Kässbohrer,Tırsan, а около полугода назад взялся за управление амбициозным, быстроразвивающимся предприятием Orthaus Trailers. Его взгляд на перспективы этого предприятия весьма интересны, он полон планов и это хорошо взвешенные, всесторонне продуманные планы, которые постепенно претворяются в жизнь.
Одна из самых первых задач – идущее сейчас формирование нового центра исследований и разработок. В него войдет конструкторский костяк завода. Помощь маститым инженерам составят молодые специалисты, которые в этом взаимодействии смогу расширять свои компетенции и повышать квалификацию. Уже закончен дизайн 3 новых моделей: контейнеровоза и двух самосвалов. В 2024 году Orthaus Trailers собирается представить еще 5 новых моделей. Причем моделей глобальных – они будут предлагаться во всем мире.
Вот такая синергия поколений, синергия профессионалов – разве можно теперь усомниться в том, что один из важнейших компонентов успеха из уже упомянутой формулы, а именно грамотный, идеально подготовленный для подобной деятельности, талантливый коллектив у Orthaus Trailers есть. И этот коллектив способен решать самый широкий комплекс технологических, производственных, инженерно-конструкторских и проч. характерных для выпуска транспортных средств задач, во всей красе демонстрируя свою квалификацию и компетенции.
Производственный профиль Orthaus Trailers.Во всем объеме выпускаемей продукции (усреднено):80% – шторные прицепы,5% – самосвалы,15% – платформы.
По принципу конвейера
Я был удивлен, но полуприцепы тоже собираются на конвейере. Правда, этот конвейер не так ярко выражен, как на автомобилестроительном предприятии, однако все его принципы, а так же основные этапы строго соблюдены. Есть даже своя, в некотором роде, «свадьба». Но я немного забежал вперед. Давайте-ка обо всем по порядку.
Итак, главная промышленная локация Orthaus Trailers имеет общую площадь порядка 11 гектар. На ней расположены 21 тыс. кв. м крытых производственных помещений, включая цеха, склады, офисы и проч.
Примерно в 15-20 км по соседству находится еще один, гораздо меньший по размеру, завод. В арсенале компании он появился совсем недавно. Для оптимизации сборочного процесса и освобождения площадей на основном предприятии сюда было вынесено изготовление комплектующих. Прежде всего – компонентов рам и других металлических деталей. Тут применяется резка плазмой, лазером и на ножницах, гибка, сверление, механическая обработка, термообработка. Большая часть операций выполняется на оборудовании с ЧПУ, что способствует наиболее полному исключению так называемого «человеческого фактора» и вызываемых им ошибок.
Вообще, надо сказать, что в Orthaus Trailers постарались максимально автоматизировать все доступные для этого операции. Сведение к минимум ручного труда имеет, как известно, немало преимуществ. Здесь и увеличение производительности, и сокращение дефектов, и проч. аспекты, в совокупности повышающие конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Собственно именно поэтому значительный объем сварочных работ делегирован роботам. В день через автоматизированный кондуктор, укомплектованный шестью роботами-сварщиками, проходит, в зависимости от длины, 10-15 лонжеронов.
Там где невозможно автоматизировать сварочные работы, сварка производится людьми. Как правило, это недлинные, изогнутые швы. А для того чтобы повысить эффективность процесса и выполнить фиксацию деталей наиболее качественно во время сварки рама медленно вращается – благодаря этому на одном посту провариваются и верхние швы и нижние.
С поста на пост рама передвигается через разные этапы обработки и сборки посредством тельфера, имеющего общую протяженность подвесной линии, по сути, конвейера – более 1,8 км. Собранная на стапеле в самом начале – у Orthaus Trailers более 10 стапелей разного типа, включая поворотные – пройдя через установку аксессуаров, она прибывает на монтаж шасси. Эту операцию в некотором смысле можно по аналогии с автомобилестроением назвать «свадьбой» – ее важность, смысловая нагрузка и ответственность примерно идентичны. Пока она производится в ручном режиме – рама для точности сопряжения подводится сверху, а мосты снизу, – но как говорит руководство Orthaus Trailers: эта операция в числе первых, которые будут автоматизированы в самом ближайшем будущем.
Как раз потому, что это чрезвычайно ответственная операция, при выполнении которой принципиально важно соблюсти все технологические требования для обеспечения идеальной геометрии.
Кстати, проверка геометрии тем или иным образом производится на всех этапах, где она задается. Ну, а полное всестороннее тестирование осуществляется уже на финальных этапах, после подключения электроники и тормозной системы, а так же загрузки софта. В ходе этого тестирования проверяется давление, все коммуникации, исправность пневмоподвески, методом ее активации, и проч.
Каждое транспортное средство при движении по конвейеру сопровождает паспорт монтажа, регулирующий выполнение производственных операций. В него вносится комплектация ТС и заключение отдела качества, контролирующего технологический процесса с помощью современных инструментов: ультразвуковых и рентгеновских дефектоскопов, электронных толщиномеров и эталонов, динамометрических ключей, стендов с лазерным оборудованием, испытательных стендов, специальных программных средств.
Окраска – особняком
Особняком, как и на любом автомобильном производстве, стоит окраска. Являясь неотъемлемой частью всего производственного цикла, она, в силу выполняемых действий, все-таки значительно обособлена.
Чтобы добиться безупречного качества, подтверждаемого 10-летний гарантией, которую предоставляет Orthaus Trailers, все детали рамы и прочие металлические изделия проходят обязательную подготовку поверхности – пескоструйную обработку с последующей продувкой. Благодаря этому достигается наилучшее очищение поверхности, способствующее достижению максимальной адгезии лакокрасочного покрытия к металлической поверхности.
Крайне важно правильно подобрать размер песчинок для конкретных типов металла. В противном случае вы рискуете либо повредить поверхность, либо выполнить операцию недостаточно качественно. Весь процесс пескоструйной обработки металла на заводе Orthaus Trailers соответствует стандарту ISO 8501-1.
После этого – катафорез с применением материалов PPG. 1.5 часа на 1 раму, но погружается сразу 2 рамы, поскольку Orthaus Trailers использует у себя на производстве самую большую катафорезную ванну в Турции, емкостью 250 тыс. литров.
Толщина получаемого в результате слоя грунта в среднем 30 микрон – от 28 до 34 микрон. Этого вполне достаточно чтобы обеспечить надлежащую антикоррозионную защиту даже в условиях непрекращающихся московских реагентов.Сверху финальный слой лакокрасочного покрытия, нанесенный электростатикой. Он добавит защиты и повысит эстетическую привлекательность транспортного средства.
Особая гордость Orthaus Trailers специальная автоматизированная установка для монтажа полов. В память ее блока управления загружен требуемый алгоритм, особые контейнеры заранее заполняются саморезами. После запуска установка сама выполняет лазерную разметку, сверление отверстий и закручивание саморезов
В зоне особого внимания
Россия для Orthaus Trailers действительно в зоне особого, довольно пристального внимания. Вполне адекватно оценивая происходящие на рынке процессы, эксперты компании грамотно выстраивают стратегию интеграции. И планы у них, как я уже говорил, в высшей степени амбициозные.
Сегментация подвижного состава по рынкам (усреднено):Шторные полуприцепы разной длины: 50% – Россия, 30% – внутренний рынок, 20% – Европа. Это для шторных прицепов.Платформы разных типов и длин: 95% – Европа, 5% – Россия.Самосвалы – более 70% идет на Англию.
Если в 2023 году они стремились продать в нашей стране порядка 1000 полуприцепов, то уже в следующем хотят увеличить эту цифру в 3,5 раза до 3500 ед., потом выйти на 5 тыс. ед. и затем – 7 тыс. ед., реализуя у нас до 50% выпускаемой продукции.
Естественно, такие замыслы требуют определенных инвестиций и материальных и технологических. Не просто в расширение производства – запас по расширению у Orthaus Trailers огромный: предприятие рассчитано на изготовление 15 тыс. ед. подвижного состава в год при односменном графике, а в создание наилучшим образом подходящих нашему рынку моделей.
Собственно с самого начала своего бизнеса тут Orthaus Trailers создавал новые образцы техники, непременно учитывая российские стандарты и специфику до мельчайших нюансов. И отталкивались в этом деле конструкторы компании не от собственного эмпирического представления о российских реалиях, блистающих медведями в центре мегаполисов, а от опыта российских партнеров и клиентов, с которыми всегда вели плотный диалог.
Например, четко понимая, как у нас возят, специально для российского рынка Orthaus Trailers предложил на дальнемагистральные маршруты рефрижераторные полуприцепы с увеличенной длиной 17,2 м и тентовые полуприцепы с длиной 16,7 м. Удлиненные версии полуприцепов вмещают до 41 паллеты с оптимальным распределением нагрузки до 9 тонн на каждую ось.
Другой пример с иного ракурса. При производстве техники компания использует, что закономерно, целый ряд сталей разных марок и как следствие характеристик. В него входят такие распространенные, как S355, S500, S700, S700MC, S700 MC Plus и проч. Однако зная особенности российского климата, географическую специфику колоссальной страны, лежащей в нескольких поясах, для изготовления полуприцепов, предназначенных для России, используются, преимущественно, в зависимости от расположения детали на раме: S500, S700 и S700 MC Plus. То есть более прочные и износостойкие сплавы, позволяющие снизить вес готового изделия без ухудшения его потребительских свойств и характеристик. В частности поперечины в основном идут из S555, лонжероны из S700 и т. д. Причем главный поставщик металла – ArcelorMittal.
В самосвалах не обойтись без стали Hardex. Естественно, фирменной. Последние обстоятельства, кстати, весьма красноречивы. Orthaus Trailers не стремится, на подобие некоторых коллег, заигрывать с публикой низкими ценами, за счет использования дешевых и, как следствие, низкосортных комплектующих и материалов. Производитель дорожит качеством, дорожит своим брендом и репутацией и не хочет подводить клиентов. Не хочет, чтобы водитель или управляющий парком оказался в щекотливой ситуации со сломавшейся техникой. Поэтому в производстве используются только однозначно качественные комплектующие и материалы от ведущих глобальных поставщиков с мировым именем, которое у всех на слуху.
Так оси в основном устанавливаются SAF INTRA CD, усиленные, дисковые. Их около 80%. 20% – BPW: Airlight II (самосвалы, тралы, тяжеловесные платформы) и Eco Air Compact (шторные, бортовые полуприцепы)
Тормозные системы: на те или иные конфигурации полуприцепов в зависимости от версии ставятся Knorr-Bremse или WABCO с модуляторами TEBS-E. В Россию сейчас главным образом направляются Knorr-Bremse, потому что WABCO очень внимательно следит за тем, где применяется их продукция.
Штатная резина: Pirelli либо Bridgestone с магистральным рисунком. Можно выбирать и любую другую, но уже под заказ.Вот такой бескомпромиссный подход, делающий ставку на качество и профессионализм. Исключающий халтуру и лицемерие. Конечно, российский рынок, балансирующий сейчас на грани дефицита, готов проглотить абсолютно любую продукцию, но Orthaus Trailers нацелена не на сиюминутный результат. Компания намерена играть в долгую. Она планомерно строит свои отношения с нашей страной, со своими клиентами и партнерами в нашей стране, не идя на сделку со своей технологической совестью, своей технологической гордостью. И в этом, безусловно, залог ее долгосрочного успеха, многократно усиливающий три фундаментальных составляющих, которые я уже называл в начале повествования: здоровые амбиции, профессиональный коллектив, современное производство.