Российские ученые создали беспроводную зарядку для электротранспорта

Российские ученые создали беспроводную зарядку для электротранспорта

08.02.2023
Новости Факты

Прототип представляет собой две коробочки небольшого размера. Одну надо устанавливать на днище электромобиля, вторую — зарывать в парковочное место. Автомобиль паркуется, зарядка начинается.

Систему беспроводной зарядки для электротранспорта создали специалисты Нового физтеха ИТМО вместе с петербургской компанией «Яблочков». Она производит зарядные станции для электрокаров.

Разработка поддерживает единый стандарт беспроводной передачи энергии SAE J2954. Это значит, что она заряжает любой вид электротранспорта. Установку уже протестировали — прототип зарядил электрокар за 6 часов. В будущем скорость вырастет за счет увеличения мощности устройства. На заряд одного электромобиля до 80% будет уходить примерно час. По крайней мере, так заявляют производители.

Главная особенность системы

В отличие от существующих на российском рынке аналогов, установка не требует контактного соединения. Ее работу описывают так: транспорт подъезжает к станции, останавливается на отведенное парковочное место и начинает автоматически получать энергию. «А электробусы могут делать это на остановках, пока ждут пассажиров», — уточняет ведущий инженер проекта, специалист Нового физтеха ИТМО Георгий Баранов.

Механизм беспроводной зарядки электротранспорта. Фото: Дарья Боголюбова / ITMO.NEWS

Созданный прототип обеспечивает передачу 11 кВт на расстояние до 300 мм. Эффективность работы системы высокая — 95%.

Как происходит заряд

Силовой преобразователь образует постоянный ток в переменный и направляет его на передающую резонансную катушку. Она создает ближнее электромагнитное поле на частоте 85 кГц. В приемной резонансной катушке, находящейся в магнитном поле передающей катушки на расстоянии от 160 до 300 мм, возникает ток и создается электродвижущая сила (ЭДС). Затем полученная ЭДС преобразуется в постоянный ток, стабилизируется и поступает на аккумулятор транспортного средства.

Передающую резонансную катушку можно вмонтировать в дорожное покрытие, а приемную резонансную катушку прикрепить к днищу электромобиля.

Фото прототипа. Он предназначен для зарядки аккумуляторов электротранспорта мощностью 11 кВт. Источник: ITMO.NEWS

К лету 2023 года ученые планируют создать и испытать новый опытный образец с повышенной мощностью. Он будет выдавать не 11 кВт, а уже 50 кВт.