В погоне за «выгодными предложениями» автомобилисты становятся жертвами онлайн-мошенников
Возможность перевода множества услуг в онлайн-формат позволила страховым компаниям повысить уровень доступности своих продуктов для населения России. Страховщики также высоко оценили онлайн-формат, поскольку он сокращает операционные издержки. Таким образом, и клиенты, и страховые компании видят развитие отрасли именно в таком формате.
Однако обратной стороной цифровизации стали повышенные риски нелегальной и мошеннической деятельности при заключении договоров страхования в интернете, прежде всего, речь об электронных договорах ОСАГО. Материальные потери несут как обманутые мошенниками граждане, так и страховые компании. Например, страховщики недополучают страховые премии, а рынок в целом сталкивается со снижением уровня доверия потребителей к дистанционным сервисам, что не способствует развитию онлайн-услуг. Поэтому Центральный банк (ЦБ) РФ и страховщики активно совершенствуют технические и организационные меры по борьбе с онлайн-мошенничеством в страховании.
Атака мошенников
По данным ЦБ РФ в 2021 году число заключенных в электронном виде договоров ОСАГО с недостоверными сведениями составило не менее 1,1 млн (около 3% рынка ОСАГО). При этом убытки от противоправных действий при заключении электронных договоров ОСАГО составили для страховых компаний не менее 4,2 млрд рублей.
Представители ЦБ, страхового сообщества и правоохранительных органов ежегодно выявляют в социальных сетях, мессенджерах и сайтах более 5 тыс. мошеннических предложений по оформлению нелегальных страховых договоров.
В качестве примера пресечения подобной деятельности можно привести документ пресс-службы УМВД по Забайкальскому краю. В течение года гражданка оформляла для автовладельцев недействительные полисы страхования в электронном виде. Оформив один полис ОСАГО в установленной форме, злоумышленница подделывала в нем данные и перепродавала другим автовладельцам. Полицейские установили причастность женщины к 18 фактам мошенничества. Каждый из потерпевших заплатил за недействительную «страховку» от 3 до 8 тысяч рублей.
Фишинг набирает обороты
Тесно связанной с описанной выше проблемой является фишинг — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Только за 9 месяцев 2021 года специалисты «Лаборатории Касперского» обнаружили 56 специализирующихся на подобных видах мошенничества сайтах, в названии которых фигурировало слово «osago».
Наибольшее распространение получили мошеннические сайты по расчету стоимости страхования, созданные как клоны сайтов известных страховых организаций. Поэтому и Всероссийский союз страховщиков (ВСС), и регулятор, и специалисты по кибербезопасности предупреждают автовладельцев о том, что необходимо крайне внимательно относиться к оформлению договоров ОСАГО онлайн.
Не оставляют в покое автовладельцев и социнженеры — мошенники, способные убедить жертву совершить требуемое им действие. Например, 20-летний житель Курганской области, думая, что оформляет полис ОСАГО, нарвался на мошенников и потерял деньги. Как пояснил молодой человек, незадолго до этого он разместил в соцсети «ВКонтакте» пост с просьбой помочь оформить страховку на автомобиль. Ему ответила девушка, вошла в доверие и попросила отправить необходимые документы и перевести деньги на указанный счёт. Получив более 12 тыс. рублей, мошенница перестала выходить на связь, а молодой человек остался без полиса ОСАГО и без перечисленных денег.
Комплексный подход
Все эти «болезни роста» онлайн-страхования не проходят мимо внимания регулятора и страховщиков, которые предпринимают энергичные меры по противодействию мошенничеству.
Например, с 1 декабря 2021 года ЦБ получил право блокировать фишинговые сайты во внесудебном порядке. А с 1 апреля 2022 года вступили в силу единые требования ЦБ к раскрытию страховщиками информации о посредниках на своих официальных сайтах.
Кроме того, ВСС совместно с МВД подготовили методические рекомендации по противодействию страховому мошенничеству. В них содержится перечень из нескольких десятков косвенных признаков страхового мошенничества в сфере автострахования, рекомендуемый порядок получения объяснений от автовладельца и участников ДТП, представителей ГИБДД, зафиксировавших аварию, представителей страховой компании. Методические рекомендации содержат также перечень профилактических мер, которые позволят сократить количество случаев страхового мошенничества.
Чтобы принимаемые страховщиками и регулятором меры работали наиболее эффективно, автовладельцам также важно быть внимательными при оформлении электронных полисов ОСАГО. Любые подозрительные детали на сайте или в письмах с «выгодными предложениями», например, ошибки в URL-адресах, наличие опечаток и использование посторонних элементов, неверных цветов в логотипах на сайте – повод лишний раз задуматься. Безопасность — это результат совместных усилий!