Асбестовый тормоз: история одной детали
В мире автозапчастей и автомобилестроения существует несколько «острых» тем, которые по уровню накала страстей могут сравниться с некоторыми вооруженными конфликтами. Одним из таких «полей брани» стало применение асбестовых накладок на тормозные колодки. В Европе они запрещены, в России и странах СНГ разрешены, а весь остальной мир колеблется между двумя полюсами.
История вопроса
Асбестовые накладки на тормозные колодки начали массово производить еще в первой трети XX века на заре автомобилестроения. Их использовали все передовые промышленные экономики периода, и не зря. Асбест – это коммерческое название нескольких видов волокнистых минералов, обладающих уникальным комплексом полезных свойств. Асбестовое волокно выдерживает нагрев до 1 500°С, а его прочность на разрыв составляет до 300 Мпа, что превышает показатели многих марок стали. Для детали, созданной для трения и высоких температур, лучше решения вряд ли можно найти.
Правда, есть нюансы. В конце прошлого столетия большинство европейских стран начали массово отказываться от применения асбеста, а вслед за ними от «горного льна» ушла Япония, а в США его использование существенно ограничили. Причиной поразительного единодушия стала массовая акция, развернувшаяся на страницах газет, на телевидении и даже на уличных демонстрациях. Инспирированная антиасбестовая кампания вылилась в запреты и ограничения – естественно, зарубежные автомобильные концерны отреагировали единственным возможным образом - сняли асбестовые колодки с производства. Удивительно, правда, что в странах СНГ, а также Юго-Восточной Азии этого не произошло. Там что, другой асбест? Как выяснилось – да.
О нашем и зарубежном
В мире существует два вида асбеста – хризотиловый и амфиболовый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо (формула одного из его видов, крокидолита - (Na2Fe32+Fe23+) Si8O22(OH)2). Он выглядит как миниатюрные, около 5мкм, иголки, обладающие высокой летучестью и устойчивостью к кислотам. Последнее очень важно – при попадании амфиболового асбеста в легкие альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики, не смогут растворить волокна. Долгие годы амфиболовые волокна травмируют ткани, что приводит к тяжелым болезням. Хризотиловый асбест добывали на территории СССР. Он представляет собой гидросиликат магния (3MgO•2SiO2•2H2O) и обладает устойчивостью к щелочам, а в кислоте растворяется. Таким образом, хризотиловое волокно выводится из организма человека за короткий промежуток времени, не нанося ущерба его здоровью. Об этом говорит работа Д.М. Бернштейна «Биоперсистенция волокон хризотила» и труд ученых К.Поланда и Р.Даффина «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы».
Тормоз для экономики
Проснувшись в один прекрасный день, европейцы оказались в неудобном положении. Синтетические аналоги асбеста дороже природного минерала, покупать у СССР, а затем и России продукцию они не хотят, значит… надо просто запретить им добывать их хризотиловый асбест! К счастью, пока это не удалось – до сих пор почти половина планеты использует «горный лен», а наша страна является мировым лидером по его добыче и обработке. Тормозным колодкам же повезло чуть меньше. Поскольку ведущие производители легкового транспорта находятся как раз в странах, принявших запрет асбеста, они наложили негласное «вето» на «горный лен». Сегодня любое упоминание этого минерала в сочетании с техникой ведет к громкому скандалу. Западные производители всеми силами борются против хризотилового асбеста, и потому тормозные колодки на его основе регулярно подвергаются нападкам в медиа, а на уровне рынков – запретам. Поскольку на территории Таможенного союза они разрешены, и российский потребитель может законно пользоваться преимуществами своего положения, «крестовый поход» развернулся в голове обывателя, накачиваемого разнообразными страшилками с единственно коммерческой целью.