Битый небитого везёт. Какие изменения появятся в пассажирских авиаперевозках в 2019 году?

Битый небитого везёт. Какие изменения появятся в пассажирских авиаперевозках в 2019 году?

05.06.2019
Новости Грузоперевозки

Несмотря на то, что самолеты признаны самым безопасным видом транспорта, у 70% пассажиров перелеты вызывают страх.

Катастрофы, связанные с авиаперевозками, вызывают больше опасений в связи с тем, что трагедия происходит в воздухе и шанс на спасение ниже по мнению людей. По последним данным на миллион полётов приходится одна катастрофа. Действительно ли путешествие на самолете опаснее наземного транспорта, какие риски существуют в воздухе?

За последние 6 лет в мире произошло 107 авиакатастроф со смертельным исходом, в которых погибло 3245 человек. В год это примерно 540 жертв. Важно уточнить, что в статистике происшествий учтены как полеты трансатлантических лайнеров, так и частных легкомоторных самолетов, а количество жертв указано с учетом погибших на земле. То есть, если падающий самолет протаранил автобус с 10 пассажирами, то они тоже учтены в статистике. Поэтому реальные цифры авиакатастроф пассажирских самолетов значительно меньше.

Совсем недавно произошла трагедия с самолетом Sukhoi Superjet100 российской авиакомпании Аэрофлот. Причинами катастрофы большинство экспертов называют недочеты в расчётах при проектировке авиалайнера и ошибку пилотов.

Сейчас многие компании создают самолеты, которые отвечают всем требованиям безопасности. В том числе, в США в компании Hermeus проектируется самый быстрый лайнер на сегодняшний день.

Пассажирооборот российских авиакомпаний устойчиво растет. К 2035 году он может увеличиться в 2,4-3,2 раза, что потребует 1300-1600 новых самолётов для перевозок между странами и около 400 лайнеров для внутренних сообщений. Больше всего понадобится узкофюзеляжных лайнеров - на 140-170 и 170-220 мест. Это составит примерно треть всех перспективных поставок.

Пока авиапром России производит около 30 пассажирских самолетов в год, а средний возраст магистрального парка в мире - 9,8 года. Это вполне сопоставимо со средним возрастом иностранных магистральных и региональных самолетов в нашем авиапарке - соответственно 11 и 13 лет. Вообще российский авиапарк активно обновляется. Все больше самолетов, чей возраст не превышает 15 лет. Если в 2010 году таких было 36%, то сегодня - 56%. В частности, в магистральном парке 65% самолетов не старше 15 лет, в том числе около 48% парка - не старше 10.

Уже сейчас американская компания Hermeus сообщает миру о начале разработки сверхзвукового пассажирского лайнера под названием Mach 5. Это будет прорывом в авиастроении, поскольку уже в 70-х годах прошлого века сверхзвуковые англо-французские «Конкорды» и советские ТУ-144 использовались для пассажирских авиаперелетов. Правда, в тот момент, это было скорее желание показать научную мощь стран, чем реальная необходимость быстро перевозить людей.

В Hermeus же своей основной целью видят именно сокращение времени полетов. Предполагается, что лайнер будет развивать скорость до 6200 км/ч, это позволит сократить время перелета: например время путешествия из Москвы в Нью-Йорк составит около двух часов, вместо девяти, предлагаемых авиакомпаниями сейчас. Это действительно конкурентное преимущество Hermeus: ни одна компания, занимающаяся разработкой сверхзвуковых пассажирских самолетов не ставит перед собой столь амбициозные планы. Прямой соперник в получении заказов на новые лайнеры, компания Boom Supersonic, будет выпускать пассажирские сверхзвуковые самолеты XB-1 со скоростью в три раза ниже, около 2000км/ч, такую же скорость развивали советские ТУ-144. Неудивительно, что они обещают выпустить первые лайнеры уже к 2020 году, в то время как Hermeus прогнозирует выпуск первых демонстрационных моделей Mach 5 по истечении пяти лет. На разработку и апробацию силовых агрегатов, адаптацию технологий защиты от перегрузок и многое другое требуется много ресурсов . Бюджет проекта на данный момент сохраняют в тайне.

Интересно, что в состав руководства Hermeus вошли бывшие сотрудники NASA. Само же космическое агентство США еще в 2018 году подписало контракт с Lockhead Martin на разработку малошумного сверхзвукового самолета X-59 QueSST. Сумма сделки оценивается в 250 миллионов долларов. Технологии малошумности, полученные в ходе данного проекта позволят использовать сверхзвуковые самолеты не только для трансконтинентальных перелетов, но и на более короткие дистанции. Сейчас ведется работа по снижению уровня шума двигателя таких самолетов.

Появление проекта Hermeus Mach 5 говорит нам о том, что в ближайшие 5-10 лет в гражданской авиации большую часть рынка будут занимать сверхзвуковые лайнеры.

Будут ли подобные сверхзвуковые разработки в России, большой вопрос. Сейчас возможность сотрудничества с другими государствами в рамках новых авиастроительных проектов находится на стадии обсуждения.

Политика России в отношении действующей программы развития авиационной промышленности рассчитана до 2025 года. Так, за последние годы были вложены серьезные средства в разработку новых моделей гражданских самолетов. Это в первую очередь самолеты семейства SSJ-100 и МС-21. И, как известно, инвестиционный цикл производства самолетов является достаточно длительным. Коммерческие компании не могут стать независимыми от господдержки ни в одной стране мира, авиастроение не развивается без помощи государства. Вдобавок к уже существующим механизмам поддержки, например субсидированию лизинговых платежей для покупателей отечественных самолетов, разрабатываются и новые, например гарантия остаточной стоимости, консолидированный государственный заказ.

Может быть, отечественным инженерам с учетом прошлых ошибок, и удастся создать что-то совершенно новое и надежное, в лучших традициях советских авиаконструкторских бюро, а пока нам остается надеяться на то, что высокий показатель безопасности полетов останется на прежнем уровне. Если испытания нового сверхзвукового самолета за рубежом пройдут успешно, то авиастроение поднимется на совершенно новый уровень. Появятся новые требования к безопасности пассажиров, что скорее всего приведет к уменьшению и без того сравнительно небольшого количества авиакатастроф.