Дилеры перестают выкупать б/ушки
Тенденция минувшего года наглядно показала, что дилеры перестают выкупать б/ушки, делая ставку на новые автомобили. Более того, их доля в сегменте подержанных автомобилей снизилась почти на 20%.
Рыночные пути России по-прежнему неисповедимы. В сфере подержанных автомобилей она продолжает упрямо идти своим вектором, который в какой-то момент хоть и обратился в сторону общепринятой мировой практики, теперь снова вернулся на сумбурную стезю изначальных паритетов. А именно к преобладанию частных непрофессиональных продаж над защищенными профессиональными операциями.
На такие выводы наталкивают результаты исследования «Авито Авто», озвученного на пресс-конференции в рамках проекта «Высшая передача». Надо сказать, что некоторые экспертные заключения специалистов онлайн-площадки вызывают определенные сомнения, но в целом цифры вполне наглядны и даже сами по себе весьма красноречивы.
Итак, очевидный тренд подходящего к концу года – отказ дилеров от выкупа б/ушек. Дилеры, которые, по мнению «Авито Авто» всегда являлись основным драйвером роста цена на авто с пробегом (хотя банальная логика подсказывает что цены вверх толкает преимущественно инфляция, падение курса рубля, рост утилизационного сбора и проч. факторы к которым дилеры, при всем уважении, не имеют никакого отношения), поскольку неуемно раскручивали спираль «продать подороже» потому что у нас надежно, профессионально и т. д. в 2024 году свои выкупы резко и значительно сократили.
Сократили именно резко и значительно, фактически в разы, выбрав основным фокусом своей деятельности продажу новых машин. Что мы, собственно и видим в статистике – трейд-ин подрос за год почти в два раза: с 27% в октябре 2023 до 39% в октябре 2024 г. И основной плюс он получил как раз за счет выкупа упавшего за тот же срок с 41% до 23%.
Другой «выгодоприобретатель» падения выкупа – комиссия. Хотя ей досталось совсем мало – доля этого сегмента увеличилась с 18% до 23%. И лишь совсем мизер перепал трейд-апу – всего 1%: с 11% в 2023 г. до 12% в 2024 г.
Почему это происходит? Потому что это очень затратно. И перспектива последующей продажи б/ушки абсолютно неочевидна. Машина может надолго зависнуть и в итоге нагенерировать убытки. К тому же вернувшаяся активность на рынке новых машин – отчасти вернувшаяся, конечно же, поскольку по-прежнему не дотягивает не только до лучших времен, но и до лучших среди худших – позволяет сместить акцент в сторону трейд-ина и попытаться, да, попытаться потому что тут тоже все довольно зыбко подобно мудрому теленку, который, как известно у двух телок сосет, заработать и на новых машинах и на б/ушках без особых рисков. Причем в этом варианте на б/ушке норма прибыли ощутимо выше.
Прямым следствием этих процессов является снижение предложения дилеров и рост предложения частных продавцов. После спада до 41% в конце прошлого года, шлейфом поднятого 1 августа 2023 г. утилизационного сбора, к октябрю 2024 г она увеличилась до 53%. Соответственно доля дилеров снизилась с 28% до 22%.
Когда рынок находится в разогретом состоянии (как в конце 10-х гг.), когда легко получить кредит, невысоки ставки по страховке и т. д. то частному покупателю проще обратиться к профессиональному продавцу. Несмотря на всю бюрократию и вероятные переплаты так просто удобнее, поскольку этот канал в глазах подавляющего большинства покупателей – во много раз надежнее.
Когда рынку тяжело, когда цены задраны, люди возвращаются к менее надежным, но экономически более выгодным способам – в первую очередь к частным покупкам.
К тому же и количество автомобилей интересных дилерам с точки зрения прибыли – перспективных автомобилей, на которых можно получить хорошую маржинальность, при высокой ликвидности, значительно сократилось. Ведь в последние годы рынок в абсолютных значениях не растет. Можно использовать разные оценки, но число реально эксплуатируемых машин неуклонно сокращается. И, грубо говоря, все хорошие б/ушки уже перепродали. И это при том, что среднегодовая цена за автомобиль с пробегом достигла 1,5 млн. А это 2,5% роста к году.
То есть на самом деле наиболее тяжелые времена для рынка еще не настали. Да, сейчас они непростые, но однозначно будут куда тяжелее и довольно скоро.