Итоги мотосезона 2015: мотоцикл становится увлечением для богатых?

Итоги мотосезона 2015: мотоцикл становится увлечением для богатых?

22.10.2015
Новости Мототехника

Остаются считанные дни до закрытия мотосезона. В связи с этим аналитики ГК «АвтоСпецЦентр» подвели предварительные итоги и проанализировали изменения, произошедшие за этот год на рынке мотопродаж.

С начала 2015 года мотоциклы подорожали в среднем на 20-50%, а российский рынок мототехники в связи с общим снижением товарооборота транспортных средств, сократился за первое полугодие этого года на 33%. За последние 12 месяцев стоимость КАСКО на все виды транспорта выросла в среднем по стране на 35%, на мотоциклы – более чем на 50% в зависимости от модели и года выпуска. Помимо этого, начиная с января 2015 года для получения водительских прав категории «А» мотоциклистов обязали сдавать экзамен в условиях городского движения.

Аналитики ГК «АвтоСпецЦентр» отмечают, что, несмотря на то, что рынок мотопродаж современной и высокотехнологичной техники из Японии, Европы и США сократился до 57.5%, некоторые ранее непопулярные марки мотоциклов, такие как Racer и IRBIS увеличили объемы продаж в России, в то время как спрос на самые «ходовые» модели – Yamaha, Kawasaki и Honda – демонстрирует снижение. Статистику продаж возглавляет российский бренд Racer, головной офис которого расположен в Барнауле. На втором месте IRBIS – чуть более распространенный бренд в центральном регионе. С начала года российской компании IRBIS удалось продать 1587 байков, но это на 37,9% меньше, чем за аналогичный период 2014 года – продано 2557 мотоциклов. Третье место в списке занимает первый из «традиционных» брендов – BMW Motorrad, продажи которого за последние 6 месяцев упали на 16%. Однако, из всех «ходовых» марок именно BMW пока держится на плаву лучше всех, демонстрируя стабильность – 1094 мотоцикла и скутера реализованы за первое полугодие 2015 года. Yamaha, Kawasaki и Honda оказались на 5, 6 и 7 позициях соответственно. Учитывая, что в 2015 году новой мототехники в РФ практически не завозилось, до сих пор идут активные продажи со складов моделей 2013-2014 годов выпуска. В Honda Motors продажи упали на 57.5% – 533 мотоцикла и скутера против 1253 за аналогичный период 2014 года, Yamaha теряет 49.4%, Kawasaki сократила объемы продаж на 36.4%. Harley Davidson ближе к границе TOP-10 с 411 проданными мотоциклами, что на 33,4% меньше реализованных в прошлом году двухколесных транспортных средств.

Несмотря на скромные показатели на российском рынке мотопродаж, аналитики связывают ослабленный интерес клиентов к покупке мототраснпорта с кризисными явлениями в экономике России. При этом по прогнозам экспертов ГК «АвтоСпецЦентр», несмотря на усложнение экзаменационных испытаний для мотоциклистов в ГИБДД, принятие законов, разрешающих эвакуацию мототранспортных средств в Московской области, и разработку дополнений к КОАП по ужесточению ответственности водителей двухколесных транспортных средств, число мотоциклистов, водителей скутеров и мопедов в столичном регионе продолжит расти. В том случае, если курс рубля по отношению к иностранной валюте будет снижаться, аналитики ожидают рост цен и на мототранспорт и на полисы ОСАГО и КАСКО. Эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» отмечают, что методика расчетов и тарифные ставки ОСАГО на мототехнику везде одинаковые. Повлиять на разницу стоимости могут такие факторы, как: стаж вождения страхователя и его возраст. Повышающие коэффициенты на цену страховки применяются тогда, когда стаж водителя составляет менее двух лет, а его возраст не достиг двадцати двух лет. Оформление полиса на неограниченное количество лиц при управлении мотоциклом также является причиной повышения стоимости страхового полиса. Существуют и понижающие коэффициенты, которые могут применяться страховыми компаниями. В первую очередь на снижение стоимости полиса влияет страховая история клиента. Например, если собственник мотоцикла является физлицом, не достигшим 21 года и проживающим не в Москве, пользуется мотоциклом не более шести месяцев и имеет стаж управления т/с менее 3-х лет, стоимость договора страхования по ОСАГО для него составит 2800 руб. А цена ОСАГО для москвича с аналогичными данными достигнет 3500 – коэффициент складывается из платежеспособности регионов. Для договора КАСКО характерны высокие тарифные ставки – от 15% до 20% от стоимости мотоцикла. Обязательно включение безусловной франшизы на ущерб/ угон – от 15 до 40 и более тыс. руб. Практика показывает, что полисы стоят от 10 до 60 тыс. руб. в год.

Стоимость эксплуатации двухколесного транспорта с каждым годом увеличивается, это касается и содержания мотоциклов, и их обслуживания. Падение на рынке мотопродаж выглядит на фоне стагнирующей экономики страны и общего снижения покупательской способности населения вполне закономерно. Тем не менее, в крупных перегруженных автотранспортам городах мотоциклы, скутеры и мопеды все чаще становятся единственной возможностью комфортного передвижения по дорогам без потери времени в дорожных заторах. В связи с этим аналитики ГК «АвтоСпецЦентр» видят перспективы развития мототранспорта в РФ, но в тоже время отмечают, что мотоциклистам стоит быть готовыми к тому, что эксплуатация двухколесной техники может становиться с каждым годом все дороже. А законы, принимаемые правительством в целях обеспечения безопасности водителей мототранспортных средств – суровее, и штрафы – выше.

«Многие страховые компании неохотно оформляют полисы КАСКО для водителей мототранспорта. Ведь сумма компенсации в случае серьезных травм составляет около 3 млн. руб. При этом и сумма страховки по КАСКО обходится мотоциклистам не дешево, порядка 70 тыс. руб. – комментирует Артем Лемко, ведущий менеджер по продажам мотоциклов BMW в Адванс-Авто (официальный дилер BMW Motorrad). –Однако повышенная опасность и дороговизна эксплуатации данного вида транспорта не уменьшает числа желающих приобрести мототехнику. Поэтому со стабилизацией экономики и повышением покупательской способности граждан, рост мотопродаж неизбежен».