В Москве может появиться народный каршеринг

25.10.2018
Факты
В Москве может появиться народный каршеринг

Во время предвыборной компании Сергей Собянин в рамках проведения круглого стола по вопросам транспортного развития Москвы предложил идею создания «народного» каршеринга в столице. По задумке правительства, данное нововведение разгрузит столичные дороги и позволит людям, которые во время работы оставляют личный транспорт на платных парковках, получать дополнительный заработок посредством сдачи автомобилей в почасовую или поминутную аренду. Насколько реалистично это предвыборное обещание в текущих реалиях?

Каршеринг – популярный сервис аренды транспорта без водителя на срок от нескольких десятков минут до суток. Впервые такая опция появилась в 1948 году в Цюрихе, с течением времени услуга совершенствовалась и распространялась по всему миру. Сервис каршеринга в том виде, в котором мы привыкли наблюдать его сейчас, стал функционировать в 2008 году. Что касается Москвы, здесь первая компания, занимающаяся сдачей автомобилей в аренду, была основана в 2013-м. На данный момент в столице функционирует около 15 каршеринговых фирм. Услуги и цены разных компаний различаются, стоимость минуты варьируется от 3 до 15 руб., в первую очередь цена зависит от класса предоставляемого автомобиля.

Идея о создании сервиса, с помощью которого люди смогут сдавать в аренду личные авто на условиях каршеринга, появилась давно. Правительства мегаполисов всех стран мира активно обсуждают данную концепцию, а также прорабатывают возможные способы и варианты внедрения такого типа услуг. К 2019 году «народный каршеринг» может заработать в Москве. Планируется создание системы на основе принципа pear to pear, или p2p-каршеринг, то есть «человек человеку». В данный момент ведется разработка платформы, с помощью которой люди смогут без особых трудностей передать свои машины во временное владение другим автомобилистам. Введение данной системы аренды автомобилей позволит существенно сэкономить расходы операторов, так как довольно большие издержки (около 70%) приходятся на обслуживание автопарка. Также московские дороги существенно разгрузятся, трафик снизится и количество пробок заметно уменьшится. Но наряду с, казалось бы, очевидными преимуществами внедрения «народного» каршеринга, есть и свои минусы, а также вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Для начала стоит отметить, что не каждый автовладелец сможет беспрепятственно отдать свой автомобиль в пользование постороннему человеку. Учитывая менталитет среднестатистических россиян, которые трепетно относятся к своему имуществу, они, скорее всего, предпочтут оставить автомобиль на платной парковке. Однако разработчики планируют создать такую платформу, в которой об арендодателях и об арендующих будет приведена полная информация: контактные данные владельцев автомобилей и людей, желающих взять транспорт в аренду, их возраст, занимаемая должность и т. д. Также у пользователей появится возможность оставлять комментарии о полученной услуге. Эта мера поможет участникам данного проекта сделать определенные выводы о человеке, с которым будет заключаться сделка, насколько он аккуратен, исполнителен, ответственен. Например, на основании предыдущих отзывов арендодатель машины сможет убедиться в том, что транспортное средство было возвращено владельцу в срок без причинения материального ущерба. Сервис будет схож с уже существующим приложением Airnbnb, которое помогает всем желающим снять квартиру по прямым объявлениям от реальных людей. Чтобы привлечь как можно большее количество владельцев автомобилей к участию в данном проекте, предлагается ввести для них определенные налоговые льготы. Так, действующий в России сервис Rent A Ride заявил о необходимости снижения транспортного налога для граждан, чьи машины задействованы в «народном» каршеринге. Помимо этого, желающие сдать в аренду свой автомобиль смогут устанавливать ограничения на использование. Например, определять час, до которого необходимо вернуть машину владельцу, а также радиус использования.

Владельцы должны будут оборудовать транспортное средство специальным чипом, который позволит отслеживать перемещения автомобиля в онлайн-режиме, контролировать количество топлива, блокировать и открывать двери при помощи мобильного приложения, а также иметь возможность связываться со службой технической поддержки при возникших проблемах. Также обязательным к оформлению станет расширенный полис ОСАГО, стоимость которого в значительной степени превышает обычный. Сделка по аренде автомобиля будет проводиться непосредственно в приложении, однако передача ключей будет осуществляться при личной встрече.

Стоимость поминутной аренды должна зависеть от класса автомобиля, а также от его технических характеристик. Предполагается установление цен на уровне уже существующих каршеринг-сервисов, стоимость будет начинаться от 3 руб. за 1 мин. В свою очередь, для человека, арендующего автомобиль, существенным минусом является факт того, что машина должна быть возвращена к назначенному времени в место, где она изначально была припаркована.

Главными плюсами обычных сервисов каршеринга являются бесплатная страховка и свободная парковка в любой точке города. Как будет решаться этот вопрос в условиях «народной» аренды, пока непонятно. Также без ответа остается вопрос о штрафах и ДТП, так как по российскому законодательству ответственность несет непосредственный владелец автомобиля. Доказать, что в момент происшествия за рулем находился другой человек, при помощи информации, отображаемой в приложении, будет довольно проблематично.

В настоящее время москвичи все чаще прибегают к услугам каршеринговых компаний. Ежедневно совершается около 50 тыс. поездок, а автомобильный парк составляет примерно 12 тыс. машин разной комплектации и уровней комфорта. Пока что «народный» каршеринг находится на стадии разработки, поэтому окончательные выводы о целесообразности и экономической выгоде внедрения данного проекта делать рано. Это вид услуги имеет право на существование, для этого необходимо проанализировать данный сегмент рынка, просчитать возможную прибыль, убытки, учесть возможные риски, предполагаемый спрос, урегулировать правовую составляющую, обозначить главное ответственное лицо в случае получения штрафа и при ДТП, решить вопросы парковочных мест для «народного» каршеринга в центре Москвы.

Источник: Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли