Автомобили нового века: от датчиков до автопилота

20.08.2018
Факты
Автомобили нового века: от датчиков до автопилота

Как инновационные технологии повышают безопасность на дорогах

Развитие беспилотного транспорта должно решить проблему автомобильных аварий. Но пока это лишь фантазии и мечты. Например, только в России в 2017 году произошло 169 тыс. аварий, в которых погибло около 19 тыс. человек. «Умная Страна» поговорила с экспертами на предмет того, какие инновационные технологии помогают сегодня повысить безопасность на дорогах.

Своевременное распознавание опасности

В первую очередь это различные датчики, которые анализируют дорожную обстановку и помогают водителю. Множество датчиков не только упрощают жизнь человеку, но и являются первым шагом к той самой автоматизации: автопилот должен получать и обрабатывать огромное количество окружающей информации.

«Автомобили снабжаются датчиками, которые реагируют на препятствия или могут заранее предугадать опасную ситуацию. Так, например, очень активно развивается направление автобезопасности в Швеции: от дорожного покрытия, конструкций и инноваций в автомобилях до снижения допустимого уровня алкоголя в крови и алкозамков, не позволяющих нетрезвому водителю завести машину», - рассказал Александр Сапов, CEO компании GetTransfer.

Для обеспечения безопасности в ночное время, как он отметил, в автомобили устанавливается инфракрасный датчик; он на ходу сканирует обстановку, а по сигналам от датчика компьютер распознает препятствия и пешеходов, если они оказываются перед автомобилем.

«Существуют еще и различные системы опознавания пешеходов в темноте. В основном для этого используются инфракрасные радары. Также не стоит забывать о такой функции, как автоматизированная система помощи при парковке, когда с помощью радаров компьютер вычисляет расстояние для безопасной парковки», - добавил экс-директор департамента информационных технологий холдинга «Рольф» Павел Терентьев.

Начало автоматизации

Несмотря на то, что полностью самоуправляемых машин сейчас нет (5-го уровня автоматизации), современные автомобили имеют различные системы, подменяющие водителя при сложных (или наоборот очень монотонных) действиях. В теории это называется автоматизацией 1-го уровня.

«Главной целью современного автомобилестроения является создание автономно управляемых машин, то есть управление автопилотом. И все инновации, которые постепенно внедряются или планируются к внедрению, направлены на создание именно такого автомобиля. Главной проблемой в решении этого вопроса является создание программы для автопилота, которая сумеет реагировать на различные дорожные ситуации (пробки, аварии, плотный траффик, агрессивное вождение, отсутствие качественных дорог)», - рассказал Павел Терентьев.

Уже используемую систему распознавания пешеходов планируют усовершенствовать, добавив функцию торможения автомобиля. Компания Volvo также разрабатывает технологию автоматической парковки. Это значит, что автомобиль сможет сам припарковаться, получив лишь данные об окружающей местности, отметил эксперт. Также сегодня идет речь о полной синхронизации авто со смартфонами. Благодаря такой технологии можно будет управлять дистанционно. Повысить безопасность на дорогах поможет мониторинг так называемых мертвых зон.

Риски автомобильного прогресса

Как объяснил Александр Сапов, самая интересная из тех технологий, что еще тестируются, а не внедрены на рынке - это системы, позволяющие автомобилям общаться друг с другом, чтобы предупреждать о возможных опасностях. Это поможет избежать ситуаций, когда ДТП впереди провоцирует цепочку новых столкновений, потому что никто еще не знает, что произошло.

Также он рассказал, что новые технологии, особенно направленные на автоматизацию, могут быть сами по себе не очень безопасны: «С развитием электроники автомобилей и оснащением их искусственным интеллектом возникает много новых проблем: хакерские атаки на автомобили, потеря контроля над искусственным интеллектом и неустановленная этическая база для алгоритмов принятий решений умными автомобилями».