Отдалимся ли мы? Новые ориентиры для удаленного бизнеса

Отдалимся ли мы? Новые ориентиры для удаленного бизнеса

23.06.2020
Статьи и обзоры Факты

Пандемия меняет мир. Кризис проявляется не только в серьезных экономических последствиях для отдельных лиц, предприятий и стран, но и в глубинной трансформации бизнес-процессов и проявлении новых трендов.

В первую очередь вспышка Covid-19 и последующие карантинные ограничения подготовили почву для ускоренной диджитализации: предприятия были вынуждены изменить процессы, чтобы справиться с закрытием офисов, ограничением передвижения и логистическими перебоями. Сергей Клюев, директор департамента инфраструктуры и ИТ-сервисов Atos в России, рассказал, на какие ИТ-тренды и решения бизнесу стоит обратить внимание, чтобы не только справиться с текущей ситуацией, но и преуспеть в дальнейшем.

Удаленка сегодня, удаленка всегда

Возможность работать в удаленном режиме уже стала новым конкурентным преимуществом, а также позволила компаниям расширить географию сотрудников и сократить издержки.

К тому же кризис 2020 года, способствовавший резкому переходу множества компаний на удаленный формат работы, скорректировал не только рынок труда, но и ускорил все процессы. Если раньше о дистанционной работе задумывались в основном крупные ИТ-компании, затрачивая на изменения по много месяцев, то сейчас сроки сжались до нескольких дней, а предложение рынка выросло в разы.

И хотя «фронтовиков» перевести на удаленку нередко сложно или даже невозможно, оптимизировать и модернизировать работу бэк-офиса, переведя его в онлайн и сократив численность штата, могут теперь позволить себе практически все.

Самоизоляция кончится, спрос останется

Любые решения бесконтактного доступа получают вторую жизнь, сервисы для бесконтактной работы возносятся на вершину «пирамиды потребностей» современного бизнеса. Какие классы ИТ-сервисов останутся в «топе» запросов и после снятия ограничений, наложенных изоляцией?

Решения для Интернета вещей. К 2020 году более 20 миллиардов устройств будут подключены к интернету. Во всех секторах экономики предприятия должны научиться использовать этот ресурс для повышения эффективности бизнеса. К тому же «умные» устройства — эффективный инструмент в борьбе с COVID-19, поскольку позволяет персонализировать подход к анализу здоровья пациента, контролировать эпидемиологическую ситуацию в населенных пунктах в режиме реального времени.

Решения для Digital Workplace. Эксперты Gartner проанализировали, что 70% предпринимателей уверены, что вовлеченность сотрудников имеет решающее значение для достижения бизнес-результатов — по наблюдениям Atos, с внедрением DW у 30% персонала повышается производительность труда и на 40% снижается кадровая текучка. Именно полная вовлеченность сотрудников приводит к повышению удовлетворенности клиентов и улучшению результатов компании. Поэтому гибкое и масштабируемое цифровое рабочее место уже останется востребованным и после снятия карантина.

Решения для бесконтактного контроля и управления доступом. Если ранее СКУД были преимущественно нацелены на идентификацию сотрудников на производственных объектах, то пандемия заметно расширила сферу их применения — терминалы доступа c функциями идентификации лиц и решения для точного и быстрого измерения температуры тела позволяют сокращать распространение заболевания и способствуют непрерывности бизнеса.

Решения для автоматизации. 32% организаций уже внедрили тот или иной объем робототехники и соответствующих решений, но большинство пока что не имеют эффективной стратегии по автоматизации предприятия, хотя это ключ к оптимизации практически всех бизнес-процессов.

Решения для перехода в облако. По мере того, как предприятия сталкиваются со сбоями в работе, вынужденным уходом в онлайн или же сложностями обслуживания собственной ИТ-инфраструктуры, миграция в облако все чаще рассматривается как средство развития, а в некоторых случаях и выживания.

Решения для умного анализа данных. Передовые технологии интеллектуального анализа информации позволяют реализовывать гиперавтоматизацию решений, что существенно расширяет возможности бизнеса и ускоряет реакцию на изменения, что важно не только в период пандемии, но и после.

Внимание к трендам

Переход на новый формат вынуждает пересматривать устоявшиеся внутренние процессы компаний. Успеть за мировыми ИТ-трендами и учесть их при выстраивании новой работы в большинстве случаев означает провести правильную реорганизацию и стать более конкурентоспособным. Вот почему так важно определить тренды постковидного периода уже сейчас.

Согласно исследованию, проведенному научным сообществом Atos, наиболее очевидным последствием кризиса станет безусловное ускорение цифровой трансформации, которое приведет к абсолютной цифровизации. Также ожидается рост инвестиций в связанные с ней инициативы, и особенное внимание к непрерывности и гибкости бизнеса.

Бизнесу придется научиться формировать привлекательную и эффективную рабочую среду в онлайне, применяя цифровые инструменты для совместной работы, унифицированные коммуникации, интеллектуальную автоматизацию и т.д. На первое место выйдет грамотное управление человеческими ресурсами, гибкость и скорость в принятии решений, а также умение правильно выстроить мотивацию.

При этом уровень автоматизации и адаптации продолжит расти. В физическом плане мир будет ждать повальная промышленная и бытовая роботизация, а в логическом автоматизация будет сосредоточена на интеграции целых систем и платформ. Технологии цифровых двойников продолжат набирать все большую популярность, размывая границы между физическим и виртуальным миром. А использование искусственного интеллекта и машинного обучения позволит людям направлять энергию на решение более творческих задач.

Миру для предотвращения подобных вспышек заболевания потребуются инструменты более эффективной отслеживаемости, полноценно автоматизированные и адаптивные, например, умное распознавание изображений или многоспектральное сканирование. Автоматизация может помочь и при совершении сделок, предотвращении мошенничества, отслеживании транзакций, поэтому предвидится более активное использование инструментов цифровой идентификации личности. Ключевой технологией для таких решений станут блокчейн и распределенные сети, основными сферами применения для которых предвидятся идентификация, отслеживаемость и токенизация.

Нас ожидает вторая волна популярности Интернета вещей, который распространится по всем отраслям человеческой деятельности. В частности, активное развитие речевых технологий приведет к прогрессу «умных помощников», улучшению потребительского опыта, повышению удобства в использовании и даже к автоматизации.

Прогнозируется и бурное развитие платформенных экосистем, обладающих масштабируемостью и гибкостью, что обеспечит синергию рынка и глобальный обмен данными. Например, уже растет спрос на сервисы взаимного обучения, которые обеспечивают доход людям, делящимся своими знаниями и опытом. Туристическим и развлекательным сервисам тоже придется переходить в онлайн, внедряя дополненную и виртуальную реальность там, где это возможно, для обеспечения иммерсивности и вовлечения потребителей.

По мере эволюции технологий все больше инструментов для атак приобретают и злоумышленники. Борьба с киберпреступностью потребует новых ресурсов и нестандартных подходов.

Если резюмировать, то, несмотря на разрастающиеся дискуссии в отношении грядущей рецессии, предприятия все же должны переосмыслить свои цели и стратегии. Рынку важно сосредоточиться не только на отражении непосредственных угроз пандемии, но и на глобальной трансформации с учетом прогнозируемых ИТ и бизнес-трендов.